Казанских чиновников будет судить Страсбургский суд
26 августа 2004 года

Враги сожгли родную хату

В 1998 году началось великое противостояние жителей поселка Савиново и городской администрации. Вернее, акцию неповиновения властям устроили лишь некоторые савиновцы. Большинство обитателей поселка безропотно согласились освободить свои дома под снос и переехать в предоставленные квартиры, но жильцы нескольких домов наотрез отказались выселяться куда бы то ни было. Кто-то не согласился переезжать из своего дома в коммуналку, других не устроил метраж предоставляемого жилья, третьи не захотели лишаться огорода... Решения судов о выселении упертые савиновцы с переменным успехом оспаривали в вышестоящих судебных инстанциях. А пока продолжались судебные тяжбы, непокорным били окна, отрезали электричество, ломали стены, но те и не думали покидать свои владения... И вот весной прошлого года был-таки "проутюжен" бульдозером дом сопротивленцев Архиповых. А в этом году рухнули последние бастионы бунтарей - в марте сгорел дом Михайловых на Савиновской, в мае - двухэтажный дом Зариповых-Гариповых на Багрицкого.

- Поджигателей, конечно, не нашли, хотя факт умышленного поджога наших домов официально установлен, - рассказывает Елена Михайлова, бывшая жительница дома на Савиновской, 35. - Но нетрудно догадаться, кому выгодно, чтобы наши дома сгорели. Не успели потушить пожар на Багрицкого, 26, как чиновники городской и районной администрации дружно собрались для сноса дома, пригласив для этого сотрудников отдела милиции "60-й квартал", тех самых сотрудников, которые никак не могут найти виновников пожаров. Выходит, снос частной собственности добропорядочных граждан для нашей милиции важнее, чем поиск преступников.

Тук-тук, кто в квартире живет?

Сначала Елена Михайлова и ее мать, ветеран труда, жили прямо на улице, на пепелище своего дома. Потом их приютили добрые люди. Без крыши над головой остались и погорельцы с Багрицкого, 26 - девяностолетняя Халима Гарипова с дочерью Аминой натянули кусок полиэтилена рядом с ближайшей многоэтажкой, под ним и живут.

- Оказавшись на улице, мы уже согласны отказаться от права пользования земельным участком, на котором располагался наш дом площадью 144 кв. м. Мы только хотим, чтобы нам с матерью предоставили нормальную квартиру, - говорит Амина Зарипова. - Квартира в доме на Меридианной, которую нам предложили в управлении жилищной политики, на поверку оказалась не жилым, а складским помещением. Другая квартира, на Минской, нас устроила, но в итоге почему-то все равно нам не досталась.

- Я тоже не требую у чиновников ничего сверхъестественного. Но мне предлагают квартиры, в которых уже живут люди, - утверждает Елена Михайлова. - Пришла смотреть двухкомнатную квартиру на Ноксинском спуске, а она оказалась, во-первых, однокомнатной, а во-вторых, занятой. Занятой оказалась и квартира на Четаева (по документам она числилась трехкомнатной, а на самом деле двухкомнатная). Когда предложили квартиру на Минской в еще не сданном доме, я согласилась. Но эту квартиру мне не дали. И квартира на 13-м этаже в доме на Ямашева нас с матерью устроила, я письменно на нее согласилась. А в ответ получила от чиновников бумагу: "Вы до сих пор не дали нам своего письменного согласия". Но ведь я им уже три раза давала письменные согласия и могу это доказать! В итоге мы с мамой оказались в безвыходной ситуации - нам не разрешают восстанавливать на прежнем месте сгоревший дом и не предоставляют жилье.

Слишком многого хотят

В Управлении жилищной политики администрации Казани считают, что савиновцы могут обращаться хоть в Страсбургский суд, хоть к самому Господу Богу, а только совесть чиновников перед этими гражданами чиста.

- И Елене Михайловой, и Амине Зариповой есть где жить. Просто эти люди капризничают, хотят получить как можно больше, - считает юрист управления Альберт Шарипов. - В случае с Михайловой пару раз действительно произошли досадные ошибки. Но уже без всяких ошибок мы предложили ей трехкомнатную квартиру в Ново-Савиновском районе на двоих с матерью общей площадью более 90 кв. м. Она сначала согласилась на этот вариант, а потом отказалась. Теперь Михайлова вроде бы согласна занять двухкомнатную квартиру в Советском районе общей площадью 89,39 кв. м, однако при условии, что ее матери предоставят еще однокомнатную... Амина Зарипова была выселена из дома на Багрицкого решением суда в сентябре прошлого года в однокомнатную квартиру в Ново-Савиновском районе. Эта квартира общей площадью более 35 квадратных метров и сейчас ждет госпожу Зарипову, на прошлой неделе мы в очередной раз предлагали ей ключи и ордер, но она их не берет, а требует двухкомнатную на двоих с матерью. Хотя изначально, при выселении семьи с Багрицкого, престарелая мать была включена в ордер к сыну - им была выделена трехкомнатная квартира на четверых. А теперь пожилая женщина, видимо, решила, что ей будет удобнее с дочерью. В общем, запросы у людей растут, но мы не обязаны все их удовлетворять. Тем более что у всех "жертв чиновничьего произвола" были в Савиново самовольные постройки.

- Как же самовольные? Дом построил мой дед, вот дубликат договора от 1947 года о праве застройки земельного участка. Я родилась в этом доме, и наша семья никогда не просила ни у кого никаких квартир. Чиновники сами пришли выгонять нас из наших домов. И в конце концов выгнали в никуда, - плачет Амина Зарипова.

Ольга МАЧНЕВА, "Вечерняя Казань"